Ничего не гарантировано: юристы компании Автоадвокат из Иркутска, прокомментировали для СМИ ситуацию с автодиллерами
В редакцию Al обратился читатель. История его проста: разногласия с дилером по факту ремонта гарантийного автомобиля. Ситуация оказалась настолько занятной и многосторонней, что мы решили разобраться в ней с юридической точки зрения. Забегая вперед, подведем итоги: не стоит полагаться на дилерскую гарантию как на манну небесную. Покупатель автомобиля может понять этот документ совсем не так, как его понимает продавец.
Споры с автодилерами уже дали солидную работу юристам: в интернете на запрос «споры с автодилерами» появляется куча самых разнообразных ссылок на юридические компании, которые готовы оказать консультацию как онлайн, так и лично.
Очень простая история
История нашего читателя оказалась банальной и простой. Внедорожник 2012 года выпуска, купленный в январе 2013 года, неожиданно сломался в августе прошлого года. Машину привезли к дилеру с вышедшей из строя механической коробкой передач. После осмотра выяснилось, что изношен ведущий (корзина сцепления) и ведомый диски сцепления.
Через неделю машину вернули с отказом в гарантийном ремонте и приличной суммой к оплате — 22,5 тыс. рублей. Разумеется, клиент остался недоволен. Ведь на коробку передач гарантия (3 года или 100 тыс. км) распространяется, а машина на тот момент проехала чуть меньше 10 тыс. км. Владелец отправил дилеру официальный запрос, интересуясь, почему же с него взяли деньги, а не рассмотрели обращение как гарантийный случай. Дилер в письменной форме вежливо ответил: «Согласно п. 2.8.3. и дополнению к данному пункту на странице 36 «Гарантийной книжки» замена ведущего (корзины сцепления) и ведомого дисков не может быть выполнена в счет гарантийных обязательств». Изучение документов, на которые сослался инженер по гарантии, выявило следующее: детали, естественный износ которых связан с эксплуатацией автомобиля, не входят в гарантию, а все детали сцепления относятся как раз к этой категории.
С одной стороны, все ясно. С другой — купленный внедорожник к моменту поломки проехал чуть меньше 10 тыс. км, а специалисты отмечают, что износ деталей сцепления наступает после пробега 60-150 тыс. км в зависимости от марки автомобиля и особенностей его эксплуатации. Другими словами, частые и длительные пробуксовки и резкий старт «с места в карьер» уменьшают его службу, спокойная езда продлевает. Но поломка корзины сцепления при таком малом пробеге — явно ненормативный случай. Скорее всего, предположили специалисты, опрошенные Al, речь могла идти о заводском браке.
Но дилер об этом задумываться не стал. А клиент, посокрушавшись о солидных тратах и качестве работы автосалона, ситуацию отпустил: машина ездит, деньги уже заплачены, не в суд же, в самом деле, идти?
Но в апреле 2014 года внедорожник опять сломался. И причина была та же самая — изношенная корзина сцепления. И дилер опять отказал в гарантийном ремонте, запросив за свои услуги 27,5 тыс. рублей. И тут владелец авто не выдержал: пробег машины на тот момент составлял около 20 тыс. км, не каждые же 10 тыс. км она будет ломаться? Клиент проявил настойчивость и отправил дилеру запрос, где детально описал ситуацию и первого, и второго ремонтов. Вот неполный текст претензии: «В случае ссылок к пункту 2.8.3 хочу попросить прокомментировать следующее. В данном пункте указано: «На детали, естественный износ которых связан с эксплуатацией автомобиля, гарантия не распространяется». Определение естественного износа подразумевает типичный срок использования узла, в случае с механической коробкой он явно не составляет менее 10 тыс. км. Выход из строя данного узла второй раз при пробеге около 20 тыс. км свидетельствует или о нарушении условий эксплуатации, или о заводском браке. Прошу дать адекватный ответ, что явилось причиной повторяющейся неисправности, а также дать комментарий, на каком основании мне при первом ремонте поставили неоригинальные запчасти: был использован диск сцепления EXEDY NSD152, оригинальная часть имеет другой артикул — 30100-ED80A. Данный факт является нарушением п. 2.5 гарантийных обязательств, по которому использование только оригинальных запасных частей является строго обязательным. Считаю, использование аналогов оригинальных запчастей было одной из причин повторного выхода из строя».
В ответ на это был получен документ, почти полностью копирующий августовский ответ дилера. Там также была ссылка на п. 2.8.3 и ни одного объяснения по использованию неоригинальных деталей — дилер сделал вид, что эту претензию просто не заметил.
Владелец несчастливого внедорожника, не достучавшись до дилерского центра, обратился напрямую к производителю. Но там вежливо сообщили, что официальный импортер автомобилей на территорию России не несет ответственность за действия дилера.
После этого логичной следующей ступенькой было бы обращение в суд. Но современный ритм жизни особо не располагает к самостоятельному навешиванию на себя лишних проблем. Поэтому, несмотря на уверенность в собственной правоте, владелец машины не стал ничего никому доказывать.
Мнение эксперта
Евгений Гасинец, юрист, специализирующийся на автоделах, объясняет, что в случаях, кода человек уверен в своей правоте, необходимо обращаться в суд. «Между дилером как продавцом и физическим лицом как покупателем заключен договор купли-продажи транспортного средства. На него распространяется действие гражданского законодательства и требования закона «О защите прав потребителя». Кроме того, на товар предусмотрена дополнительная гарантия, в том числе на сложные технические моменты.
Гарантийные обязательства прописываются как в законе о защите прав потребителя, так и в гарантийной книжке. При этом гарантия не должна уменьшать весомость положений закона о защите прав. Но в целом они имеют общую структуру: товар должен быть надлежащего качества, и в случае недостатков товара клиент имеет право его обменять или получить деньги.
Это базовые понятия, и умение трактовать их в свою пользу дилером — обычный бизнес, — уверен эксперт. — Понятно, что продавцы ищут способы, чтобы сократить свои затраты. Тут есть единственное правильное решение: обращаться в суд, а автомобиль отправить на экспертизу. У нас есть досудебные решения, можно попробовать обратиться к медиаторам (независимым экспертам), но это редкий случай, чаще всего такие ситуации решаются только в суде.
Да, это долго и дорого, но другого варианта нет. Категория дел для суда очень сложная. Судьи понимают, что технические моменты можно трактовать как в пользу одной, так и в пользу другой стороны. Но если дилер в открытую отказывается от своих обязательств, то нельзя это спускать. В целом подобное поведение дилеров — это в первую очередь вопрос репутации».
Споры с автодилерами уже дали солидную работу юристам: в интернете на запрос «споры с автодилерами» появляется куча самых разнообразных ссылок на юридические компании, которые готовы оказать консультацию как онлайн, так и лично. На одном из сайтов (verni-auto.ru) на главной странице указана страшная статистика: каждый второй владелец гарантийного автомобиля сталкивается с нарушением своих прав, а в 85% случаев автосалон не прав. На другом сайте (pravpunkt.ru) указано следующее: «Дилер может отказать Вам в безвозмездном устранении недостатков по причине нарушения правил эксплуатации транспортного средства, либо в силу действий третьих лиц.
ОБЫЧНО ДИЛЕРЫ ЛЮБЯТ ОТКАЗЫВАТЬ ПО СЛЕДУЮЩИМ «ОСНОВАНИЯМ»:
• Вы не проходили техническое обслуживание (ТО) у официального дилера,
• Вы просрочили проведение регламентного технического обслуживания (у дилера либо не у дилера),
• Вы устанавливали какое-либо дополнительное оборудование не у официального дилера,
• Вы использовали технику «неправильно», например: ездили не по тем дорогам, не с той скоростью, или слишком долго не ездили, заправлялись некачественным бензином, не подливали масло.
Ни одна из вышеуказанных ситуаций сама по себе не влечет автоматическое снятие с гарантии авто! То есть на дилере лежит обязанность доказать наличие причинно-следственной связи между этими «нарушениями» и выявленными недостатками. А сделать это в большинстве случаев невозможно или крайне затруднительно».
Редакция Al искренне надеется, что вам повезет и никаких серьезных проблем с новыми гарантийными автомобилями у вас не возникнет. Но если везения не случится, то надо быть готовым бороться за свою правоту, даже если это придется делать в судебном порядке. источник
|